Яркие и жизнерадостные, картины Фредерика Базиля стоят у истоков жанра импрессионизм. Имя его не так известно, как имена таких прославленных представителей направления, как Ренуар, или Моне. Тем не менее Фредерик Базиль считается одним из основателей импрессионизма. Его картины заложили основы нового стиля, открывшего следующую ступень в развитии изобразительного искусства Европы.
Биография
Жан Фредерик Базиль родился в декабре 1841 г., во французском городе Монпелье, в семье состоятельного протестанта-винодела. Учился в элитном лицее, в годы обучения часто посещал музей Фабра, подолгу рассматривал картины Делакруа. В дальнейшем обучение его было коротким:
- В 1859 г. Фредерик Базиль поступает в медицинский университет.
- В 1862 г. будущий художник переезжает в Париж, чтобы завершить обучение. Там он начинает заниматься живописью – становится учеником в мастерской Шарля Глайера. Там же происходит знакомство с другими основателями импрессионизма – Моне и Ренуаром.
- Увлечение живописью приводит к тому, что в 1864 г. Фредерик Базиль проваливает экзамены в медицинском университете. После этого он окончательно решает стать художником.
В том же году Фредерик Базиль снимает мастерскую и полностью посвящает себя живописи. Сам художник больше всего любил писать портреты людей на лоне природы. Работал Фредерик Базиль по большей части на пленере.
В 1866 г. он впервые отослал свои картины на выставку в Салон – но принятым оказался только «Натюрморт с рыбой». Впоследствии, работы молодого художника принимали, но выборочно и сопровождая выбор тонной критики.
В 1870 г. Фредерик Базиль решает отправиться добровольцем на фронт франко-прусской войны. Это решение стало для него роковым – 28 ноября 1870 г. художник был убит под Бон-ла-Роланд, не дожив 8 дней до 29 лет.
Самые известные картины художника
Из творчества этого живописца наиболее известными считаются его пейзажи и портреты. Эти картины Фредерик Базиль, в отличие от мастеров классической, «студийной» школы, писал на свежем воздухе, что позволяло ярче и реалистичней передать переливы природных оттенков и игру света.
Розовое платье
Эту работу Фредерик Базиль написал в 1864 г. Размеры картины – 102,5×186, жанр – портрет. На ней вполоборота изображена девушка, сидящая на парапете, смотрящая на панораму города. Героиня одета в легкое яркое розовое платье. Черный фартук и темный загар выдают ее рабочее происхождение и вступают в резкий контраст со светлым, нарядным оттенком платья. Произведение хранится в музее д’Орсе, как и многие другие картины живописца.
В кругу семьи
Полотно «В кругу семьи» создано в 1867 г. Жанр картины – пейзаж, она — самая большая из описанных здесь: 152×230. Фредерик Базиль написал на полотне свою семью – 10 человек, включая его самого. Люди изображены на фоне контраста ярко-зеленой листвы деревьев и чистого прозрачно-голубого неба. Лица героев картины тщательно прорисованы, индивидуализированы, их эмоции легко считываются. «В кругу семьи» хранится в музее д’Орсе.
Автопортрет
Фредерик Базиль написал несколько автопортретов, но самый известный из них – с палитрой в руках, созданный в 1865-1866 гг. Художник изобразил себя вполоборота, на однотонном, темно-сером фоне. Размер картины — 108.9 x 71.1. Полотно известно удивительно точной прорисовкой лица, подчеркиваемой контрастом черного жилета и белой рубашки. Сегодня «Автопортрет» находится в Институте искусств в Чикаго.
Вид на деревню
Самая известная работа рассматриваемого художника «Вид на деревню», написана в 1868 г. На полотне размером 137,5×85,5 – девушка в белом платье с красной накидкой, за спиной которой раскинулся живописный деревенский пейзаж. Жанр произведения сочетает в себе пейзаж и портрет. Автор определил свою работу, как «портрет на солнце». Пейзаж деревни словно залит ярким солнечным светом. На лице героини картины заметен контраст нежных, невинных черт и волевого, сосредоточенного выражения, выдающего сильный характер. Хранится в музее Фабра.
Мастерская художника на улице Кондамин
Позднее произведение, написанная в 1870 г., — перед тем, как Фредерик Базиль ушел на фронт. Жанр работы – групповой портрет, размер картины — 98×128,5. Художник изобразил собственную мастерскую, а в ней – своих друзей: Моне, Золя, Мане, Ренуара и др. Фигура самого автора, скорее всего, выполнена Мане. Полотно не только обладает высокой художественной ценностью, но и дает представление об обществе, в котором жил Фредерик Базиль. Работа выставляется в д’Орсе.
Все картины художника
Художественный метод, у истоков которого стоял Фредерик Базиль, отличается обилием света и цвета, яркостью пейзажей, тонким психологизмом и точностью прорисовки черт на портретах. Его картины наполнены сиянием солнечных лучей, броскими и выразительными контрастами, сочными, насыщенными оттенками и ощущением бьющей ключом жизни и энергии. Далее в галерее представлены все картины художника.
Интересные факты о художнике
Фредерик Базиль прожил короткую, но яркую и насыщенную жизнь, а его картины стали воплощением нового художественного метода – импрессионизма. Напоследок – несколько занимательных фактов об этом художнике:
- Фредерик Базиль не имел нужды в деньгах. Живя в Париже, он не только обеспечивал себя, но и помогал своим именитым друзьям, позволяя им работать в своей мастерской и иногда покупая их картины.
- Художник позировал для Моне – он изображен на полотне «Завтрак на траве». В свою очередь, Фредерик Базиль написал Моне в композиции «Импровизированный госпиталь».
- На большинстве полотен художника — пейзажи Нормандии и Южной Франции.
- На групповых портретах Фредерик Базиль чаще всего изображал свою семью, или друзей-художников.
Вдохновившись еще в подростковые годы произведениями Курбе и Делакруа, художник вместе со своими друзьями-единомышленниками создали новый стиль в искусстве – открытый, светлый, эмоциональный, красочный и жизнерадостный.