Картина «Буря на море ночью» Айвазовский Иван Константинович

Малоизвестная картина «Буря на море ночью» продолжает тематику морских пейзажей, которую предпочитал Айвазовский в своем творчестве. Как можно догадаться из названия, произведение «Буря на море ночью» выполнено в темных тонах и обладает мрачной, тревожной атмосферой приближающейся катастрофы.

"Буря на море ночью" Айвазовский

История создания

Полотно «Буря на море ночью» была написана в 1848-1849 гг. во время поездки в Турцию. Возможно, вдохновением для этой картины, как и для созданного годом позже произведения «Девятый вал», послужил пережитый автором шторм.

В 1844 г. Айвазовский плыл на корабле по Бискайскому заливу и попал в страшный шторм, в котором корабль уцелел буквально чудом. «Буря на море ночью» выполнена на холсте масляными красками. Жанр картины – морской пейзаж. Искусствоведы утверждают, что на первом этапе работы над произведением «Буря на море ночью» был создан корабль, затем – небо и волны.

Айвазовский привез полотно с собой после скорого отъезда из Турции, причиной которого послужил конфликт между Османской империей и Россией, но так и не сумел продать эту работу. «Буря на море ночью» четырежды выставлялась в галереях частных коллекционеров. После окончания Второй мировой картина окончательно «обосновалась» в музее-заповеднике Павловска, где «Буря на море ночью» выставляется по сей день.

Автор

Иван Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский, чье настоящее имя звучало как Ованнес Геворкович Айвазян, появился на свет в Феодосии, в 1817 г. Отцом его был купец армянского происхождения. Айвазовский, с детства проявлявший тягу к живописи, начал свое обучение в училище Феодосии, затем, с 1833 г., обучался в Симферопольской гимназии. Наконец, благодаря протекции Казначеева, Айвазовский поступил в Академию художеств, находившуюся Санкт-Петербурге. Там он сначала был учеником пейзажиста Воробьева, затем обучался у мариниста Таннера, после – перешел на обучение к мастеру батальных картин Зауервейду.

В 1837 г. Айвазовский досрочно выпускается из Академии. После выпуска художник работает два года в Крыму, а в 1840 г. отправляется в поездку по Европе. Морские картины живописца заслужили признание европейских критиков. В 1844 г.

Айвазовский вернулся в домой, получил должность живописца при Главном морском штабе. Художник поселился в Феодосии, много занимался благоустройством и развитиям художественного искусства в родном городе. Умер Айвазовский в начале мая 1900 г.

Описание и характерные особенности картины

Работа «Буря на море ночью» изображает корабль, попавший в полуночный шторм. В центре композиции – одинокое судно, накренившееся от волн и ветра влево. На заднем плане – полная луна, выглядывающая из облаков. В верхней части холста видны тяжелые грозовые тучи. Внизу – бушующие, пенящиеся волны. В целом, композиция картины «Буря на море ночью» очень похожа на «Девятый вал» только вместо мачты пока еще целый, неповрежденный корабль, а вместо солнца луна.

Айвазовский сделал полотно «Буря на море ночью» темным, озарив ночным светилом только центральную часть композиции, чтобы лучше видно было терпящее бедствие судно. На грозящую кораблю гибель намекает направление ветра, который гонит парусник в самую темную часть холста, навстречу зеленовато-синим, плотным тучам. Размер картины «Буря на море ночью» — 89×106 см. Айвазовский выбрал для работы форму горизонтального прямоугольника.

Контекст и цветовая гамма

«Буря на море ночью» обладает простым сюжетом без скрытых смыслов и неочевидных намеков. Айвазовский часто использовал в своем творчестве мотив терпящего бедствие корабля – особенно после едва не постигшей его катастрофы. На картине «Буря на море ночью» судно сопротивляется наступающим волнам при свете полной луны. Лучи ее падают на переднюю часть корабля, оставляя другую его сторону в тени. Такое композиционное решение на полотне «Буря на море ночью» говорит о том, что Айвазовский оставляет судну шанс на спасение, но участь его художником окончательно не решена.

Цветовая палитра картины – теплая, но очень темная. В произведении «Буря на море ночью» преобладают следующие оттенки:

  • Темно-синий;
  •  Темно-зеленый;
  • Желтый;
  • Серо-коричневый;
  • Золотистый.

Ярче всего на картине обозначен центр холста, самыми выразительными цветовыми акцентами на полотне «Буря на море ночью» является корабль и луна.

Интересные факты

"Буря на Азовском море" Айвазовский

Картина «Буря на море ночью» осталась в тени более известных произведений прославленного мариниста, однако искусствоведы ценят ее лаконичную, но эффектную композицию и мягкую, золотистую гамму оттенков не менее высоко, чем более знаменитые полотна. Напоследок — несколько интересных фактов об Айвазовском и его творчестве:

  1. Картины этого мариниста обладали таким удивительным магнетизмом, что некоторые художники подозревали, что Айвазовский крепит за холсты лампы, или использует особые краски.
  2. Со своим вторым учителем из Академии, французом Таннером, Айвазовский рассорился потому, что, вопреки запрету, отправил свои картины на выставку. Некоторые современники считали, что преподаватель позавидовал успеху ученика.
  3. Айвазовский не любил изображать на своих картинах людей: он практически не писал портретов и даже некоторые человеческие силуэты на его масштабных полотнах, по мнению искусствоведов, написаны другими художниками.
  4. «Буря на море ночью», как и подавляющая часть других произведений мариниста, была написана не с натуры, а по памяти.

Айвазовский писал картины на самые разные темы – горные и степные пейзажи, сюжеты из истории и Библии. Но основу и главную ценность его творчества составляют именно морские пейзажи – такие, как «Буря на море ночью».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector