Картина «Плот «Медузы» Теодор Жерико: описание, что хотел сказать автор, интересные факты

Драматичная картина Плот Медузы — одно из известнейших полотен первой четверти XIX в. Автором его является французский живописец-романтик Теодор Жерико. Картина, сюжетом для которой послужила катастрофа на море, произвела неоднозначное впечатление на публику и породила немало споров и скандалов.

Плот «Медузы» 1819 год

Работа над картиной

Картина «Плот «Медузы» была написана 1819 г в Париже. Перед ней Теодор Жерико создал еще одно, сюжетно и композиционно близкое полотно – «Потоп» (1814). Картина была выполнена в монохромной гамме и преисполнена острого драматизма, не нашедшего понимания и признания у широкой аудитории.

К работе над произведением «Плот «Медузы» Теодор Жерико подошел с особым вниманием. За основу он взял трагедию фрегата «La Meduse», севшего на мель в июле 1816 г. – его команда спасалась с затонувшего судна на плотине и дрейфовала несколько дней. Голод, отчаяние, кровавые стычки и каннибализм, поразившие плот «Медузы» во время этого дрейфования, привели в ужас современников.

Теодор Жерико постарался максимально подробно изучить обстоятельства катастрофы, на которую опирался сюжет. Он воссоздавал пластичные фигуры для композиции «Плот «Медузы», посещал морги, работал с описаниями очевидцев. Теодор Жерико был потрясен историей команды фрегата, он воспринимал произошедшее с ней как общечеловеческую трагедию.

Перед началом работы Теодор Жерико посетил порт в Гавре, где ознакомился с литографиями, посвященными катастрофе, и написал по ним около 100 этюдов. Картина «Плот «Медузы» писалась на необработанном холсте, сразу после нанесения базового подготовительного рисунка. Несмотря на это, по словам учеников, художник наносил мазки очень точно, картина почти не нуждалась в исправлениях.

Работа над полотном «Плот «Медузы» заняла 8 месяцев, в течение которых Теодор Жерико практически не покидал мастерскую. Картина принадлежит к жанру романтизма, отличаясь, тем не менее, от классических работ этого направления реалистичными деталями и психологическим драматизмом. На сегодняшний день «Плот «Медузы» выставляется в Лувре, в галерее Денон.

Описание и особенности полотна

«Плот «Медузы» изображает потерпевшую крушение команду одноименного фрегата, дрейфующую на наскоро сколоченных досках по морю. Картина имеет впечатляющие размеры — 491×716. Теодор Жерико изобразил в работе «Плот «Медузы» финальный этап этого путешествия – когда измученные, умирающие люди уже видят вдалеке корабль. Картина выполнена во мрачных, тусклых тонах. На полотне «Плот «Медузы» преобладают следующие цвета:

  1. Серый.
  2. Молочный.
  3. Коричневый.
  4. Бледно-красный.
  5. Серо-зеленый.
  6. Черный.

Композиция работы «фокусируется на центральных фигурах, расположенных в динамичной диагонали – от мертвых тел на переднем плане, к людям, подающим сигналы кораблю. Благодаря отсутствию резких контрастов и ярких цветовых акцентов «Плот «Медузы» выглядит более реалистично, острее воссоздавая атмосферу бедствия и отчаяния.

Автор

Жан Луи Андре Теодор Жерико

Автор полотна «Плот «Медузы», Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Нормандии, в Руане, в 1791 г. Он происходил из семьи состоятельного торговца табаком и нормандской аристократки. В 1796 г. семья художника переехала в Париж. Теодор Жерико успел проучиться в нескольких учебных заведениях:

  1. В 1801 г. он поступил в интернат при пансионе Дюбуа-Луазо.
  2. Спустя некоторое время Теодор Жерико переводится в пансион Решара Кастеля.
  3. В 1804 г. его зачисляют в Императорский лицей.

Увлекаться живописью Теодор Жерико начал с детства – во многом этому способствовало влияние его дяди Каруэля, коллекционировавшего работы нидерландских и голландских живописцев. В 1808 г. Теодор Жерико поступает учеником в мастерскую Карла Верне. Вторым его учителем стал Пьер Герен. Первые художественные опыты молодого художника относятся к 1811-1812 гг. Теодор Жерико переходит с обнаженных натур и лошадей к портретам и масштабным полотнам.

Первая его картина, получившая известность – «Портрет Дьедоне» (1814 г). Создавая галерею портретов наполеоновских воинов, Теодор Жерико изображает свои модели прежде всего в качестве представителей разных типов войск, передавая дух эпохи.

В первой половине 1815 г. художник служит в мушкетерской роте Лористона, на стороне короля. 1817 г. он проводит в путешествии по Италии, которое наводит его на мысль о создании масштабного пейзажа-драмы. Почти весь следующий год Теодор Жерико посвящает работе над произведением «Плот «Медуза». В 1820 г. живописец посещает Лондон, где с успехом выставляется вышеупомянутая картина.

После возвращения во Францию художник начинает часто болеть. Состояние его усугубляли постоянные травмы во время верховой езды. В январе 1824 г. Теодор Жерико упал с лошади, ударился виском и умер.

Что хотел сказать автор

Картина «Плот «Медузы» воплощает в себе идею остроэмоциональной драмы, бедственного положения, способного довести людей до неистовства и самых отчаянных, порой бесчеловечных поступков. Вопреки общей реалистичной тенденции произведения, мертвые тела на переднем плане Теодор Жерико изобразил сильными и атлетичными – это должно было подчеркивать общечеловеческий масштаб трагедии.

Через выражения лиц героев картина «Плот «Медузы» передает целую гамму эмоций: отчаяние, усталость, паника, обреченность и надежда. Людей окружает бушующий океан, в небе сквозь черные тучи пробивается рассвет.

Создавая этот фон, Теодор Жерико одновременно подчеркивает неумолимое буйство стихии и проблеск надежды, которой живут потерпевшие крушение. Идеологически «Плот «Медузы» отличается и от идейной направленности романтизма, в рамках которого человек всегда бывает побежден судьбой, или роком. Описываемая картина, напротив, олицетворяет торжество человеческой воли над обстоятельствами, испытаниями и беспощадной мощью природной стихии.

Интересные факты

«Плот «Медузы» считается одной из самых влиятельных картин романтизма. В ее истории можно обнаружить несколько любопытных фактов:

  1. Выставленная в Салоне в 1819 г., картина «Плот «Медузы» вызывала противоречивую реакцию критиков – сторонники классической живописи не поняли ее, а вот приверженцы прогрессивных направлений оценили новаторство и тонкий психологизм полотна
  2. Картина рассматривалась современниками и с политического ракурса – оппозиционеры видели в ней критику правительства. Отдельные критики утверждали, что Теодор Жерико считал виновником трагедии фрегата капитана де Шомарея, получившего должность по протекции.
  3. Размеры холста «Плот «Медузы» почти совпадают с размерами деревянного сооружения, на котором плыли пассажиры фрегата.
  4. Позы моряков, всматривающихся вдаль, отсылают к творчеству художника позднего итальянского Возрождения Караваджо.
  5. Изначально Теодор Жерико назвал свое произведение «Сцена кораблекрушения», однако, после общественного резонанса, который вызвала картина, она получила современное название.

«Плот «Медузы» признается не только знаковым произведением изобразительного искусства, но и важным историческим явлением. В свое время именно картина привлекла внимание масс к трагедии затонувшего фрегата. В условиях нарастающего общественно-политического кризиса «Плот «Медузы» предоставил еще один повод обсудить и осмыслить актуальные проблемы Франции начала XIX века.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector